
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79).
4.Распоряжение Комитета по образованию N 2625-р от 29.05.2015 (389.71Kb)
5. Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
6. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
8. Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций»
9. Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ - ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
4. Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
· использование специальных образовательных программ, методов обучения;
· использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
· предоставление услуг ассистента/тьютера;
· проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
· обеспечение доступа в здание образовательной организации;
· использование дистанционных образовательных технологий;
· предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются окружные и городские ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
Введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2015 года вступают в действие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
Информация о деятельности ПМПК
Районная психолого-медико-педагогическая комиссия проводит работу по следующим направлениям:
- комплексная диагностика детей, имеющих трудности в обучении;
-консультирование родителей, или лиц их заменяющих, педагогических, социальных работников по интересующим проблемам;
- просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.
ПМПК работает по графику: 2 раза в месяц (1 и 4 среда месяца). Практикуются внеочередные выезды в ОУ района по заявкам образовательных учреждений, по заявлению родителей, или лиц их заменяющих.