Отчет

о реализации курса внеурочной деятельности                                                          

      «Мое Оренбуржье»

в I четверти  2017 – 2018 учебного года.

Реализация курса «Мое Оренбуржье»  в 1 классе.                                                                 

В 1 классе тематика  «Природа».

В 1 классе  главными аспектами содержания  курса «Мое Оренбуржье» является  знакомство со школой; формирование внутрисемейных связей  через знакомство с традициями семьи; ознакомление с растительным и животным миром села, водоемами села, и их посещение.

            За первую четверть  в 1 классе была проведена экскурсия  по школе, на которой ученики познакомились с территорией школы, находящимися на ней объектами (библиотекой, столовой, гардеробом, кабинетами администрации, запасными выходами). 

Так как направленность  курса «Мое Оренбуржье»  туристско-краеведческая.  Одно из занятий  было посвящено знакомству с правилами туристов (правилами безопасности в походе, снаряжением туристов).  После изучения данных правил  была проведена экскурсия «Красота осени»   к нашему пруду.

  Ученики узнали какие деревья, кустарники и растения растут на территории села, увидели как они изменяются  осенью. Первоклассники  собрали гербарий для работы в школе на уроках технологии. Также обучающиеся  ознакомились с водоемом,  повторили правила безопасности вблизи водоемов в осеннее - зимний период.

Посетили родник на территории п. Новогригорьевка.

На занятиях обучающиеся  познакомились с проектом «Моя семья». Первоклассники дома, в ходе беседы с родственниками,  узнали об играх их детства. В школе   прошло занятие «Игры моих бабушек и дедушек»,  на котором ученики играли в игры своих родителей, бабушек и дедушек.

Реализация курса внеурочной деятельности                                                                 «Мое Оренбуржье»    во  2 классе.

В рамках реализации внеурочного курса «Мое Оренбуржье» в МБОУ «Новогригорьевская ООШ»  во втором классе в первой четверти 2017-2018 года проведены различные мероприятия.
Проведены запланированные занятия по темам первого раздела «Оренбуржье-край родной»:

Были поставлены задачи: познакомить детей с историей области и района, с неофициальными символами Оренбургской области, которые известны всей стране и миру: «Оренбургский пуховый платок», «Газ – наше достояние», «Хлеб – всему голова».

Обучающиеся  познакомились с крупными реками, озёрами области и района ,с сезонными изменениями в природе, природой родного края, Красной книгой Оренбургской области.

Второй раздел курса «Родословная моей семьи».

Были изучены темы раздела: «История семьи», «Моя родословная»

Задачи этого раздела: познакомить с понятием «семья», закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Обучающиеся составляли проект «Родословная моей семьи».

Цель работы - изучить родословную моей семьи.

Задачи работы:

Составить древо семьи.

Выяснить происхождение фамилий моей родословной.

Выяснить происхождение имён моей родословной.

Собрать исторический материал о моих предках.

Формы организации занятий: беседы, экскурсии, конкурсы, игры, презентации проектов.

Экскурсия на животноводческую ферму СПК к-з им. Димитрова

Реализация  курса «Мое Оренбуржье»

в 3 классе МБОУ «Новогригорьевская ООШ».

 

Запланировано и проведено 8 занятий по курсу «Мое Оренбуржье».

На первом занятии «Что такое «национальность» и «народ»? обучающиеся узнали о значении данных слов и о том, как возникли национальности. Просмотрели презентацию о народах населяющих Оренбуржье.

Второе занятие было посвящено теме «Ты, я, он, она». На этом занятии дети рассказали к какой национальности относится каждый из них. В ходе беседы обучающиеся подошли к понятию «толерантность» - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, что каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

            В ходе третьего занятия «Знай, люби свой край» дети совершили поход на пруд и «горячие камни».

            На четвертом занятия «Народы – мои современники» обучающиеся узнали о численности населения области, о том,  люди каких национальностей проживают и сколько их. Затем ребята представили  устные презентации одного из народов, проживающих в п.Новогригорьевка (татары, казахи, русские, мордва).

            «Народный костюм (казахский и русский) – летопись жизни наших предков. Так звучала тема пятой встречи. Обучающиеся рассматривали  костюмы мужские и женские, узнали, как называются элементы костюмов, какие костюмы одевались в праздники, а какие в будние дни русского и казахского народа (презентация + костюмы).

            Шестое занятие «Прогулка по родному селу». Профессии поселка.

Посетили правление СПК к-з им.Димитрова, рабочие места колхозников, магазин, почту, ФАП.

Затем обучающиеся узнали, какими промыслами занимались наши предки. Просмотрели презентацию о народных промыслах, которые дошли до наших времен: пчеловодство, пуховязальный промысел, резьба по дереву, вышивка, ткачество, выделка войлока, вязание. Затем ребята на время сами стали «мастерами», работали по желанию с пластилином, бумагой, нитками, пряжей.

            Восьмое занятие было посвящено пуховязальному промыслу родного края «Оренбургский пуховый платок». Ребята совершили виртуальное путешествие по галерее «Оренбургский пуховый платок»  Обучающиеся рассматривали платки, паутинки, палантины, принесенные в класс.

 

Реализация курса «Мое Оренбуржье»  в 4 классе.

Тематика «Край родной навек любимый».

 

             Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории Оренбургской области,  Акбулакского района, п.Новогригорьевка), ценностных ориентаций  школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни.

За 1 четверть на уроках курса «Мое Оренбуржье» обучающиеся 4 класса познакомились с геологическим прошлым, историей поселений, климатом и природой  Акбулакского района. Обучающиеся подготовили мини-проекты на тему: «Города Оренбургской области».

Обучающиеся 4 класса посетили ФАП п.Новогригорьевка. Заведующая ФАП Горохова Н.Н. провела экскурсию по медицинским кабинетам. Ребята познакомились с физкабинетом, аптекой, процедурным кабинетами.

6 ноября 2017г.  была организована экскурсия в Акбулак-Покровские Меловые горы - Покровское каменное ожерелье-Акбулак для 3-4 класса.             

 

 

 

Отчёт

 внеурочной деятельности  кружка

«Мое Оренбуржье»

за ноябрь 2017-2018 учебный год

 1 класс

                     В ноябре занятия проводились согласно расписанию кружков.

            Было проведено занятие на тему:  «Семейные традиции».

Цель занятия: сформировать представление о важности семейных традиций, о роли семейных праздников в жизни человека.

Ребята узнали, что такое традиции и праздники. Рассказали о любимых праздниках в семье: праздновании дня рождений, встреча нового года, Пасха, Масленица, Наурыз.  В  классе обучаются дети разных национальностей и родители соблюдают все традиции не зависимо.

            На занятии «Наша школа», целью которого было: знакомство со школой, ее внутренним устройством и внешним видом, дети  совершили экскурсию по школе, посетили музейный уголок, с интересом рассматривали  предметы старины: чесалка для шерсти, прялка, керогаз, чугун, коромысло, ухват, радиола, проигрыватель, пластинки. Просмотрели презентацию «История школы» .

            На  занятии «Правила поведения в школе» целью которого было:

изучить правила поведения в школе, учащимся ещё раз было разъяснено, как следует себя вести в школе.

            Ученики принимали активное участие в беседе, приводили примеры, рассказывали о  том, что было в их жизни, связанное с правилами поведения не только в школе, но и в общественных местах. Познакомились не только с правилами безопасности, но и способами оказания помощи или самопомощи. 

            Удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлекать учащихся к анализу ситуаций. Мероприятия прошли с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

2 класс

            Была проведена экскурсия: «Растения моей местности»

            Цель: развивать интерес у детей к растениям вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

            Педагог  подготовил выставку книг «Природа – твой дом», оформлен стенд «Охрана окружающей среды», показана мультимедийная презентация по теме «Растения Оренбургской области».

            Построение экскурсии и последовательность их проведения зависит от цели и от сезона. Перед началом экскурсии дети прошли инструктаж по технике безопасности. Прибыв к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению за природой. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки природы. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении учитель уделяет окружающей среде.  Дети сравнивают, находят отличие и сходство, устанавливают связь между явлениями природы. При наблюдении за природой учащиеся рассказывали стихотворения, загадки. Учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники.         Каждый ребенок, выбрав для наблюдения 1-2 листочка и  рассматривает их в деталях, форму, окраску выбранного им листа.  Закрыв глаза, представляет его.      Учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

            На занятии «Лекарственные растения», целью которого было: 

- расширить знания о лекарственных растениях, их применении

-научиться распознавать лекарственные растения

- закрепить правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки

Ребята посмотрели познавательный  фильм о лекарственных растениях. Затем принимали активное участие в беседе, приводили примеры.

            Удалось достигнуть поставленных целей и задач.

4 класс

Поисковое   занятие  «Знаменитые   земляки».

Цель мероприятия:

            формировать представление учащихся о наших  земляках;

            развивать навыки публичного выступления, работы с краеведческим материалом;

            развивать чувства патриотизма на примерах героизма и самоотдачи             прославленных представителей края.

            Тематика данного мероприятия выбрана не случайно. В настоящее время проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи очень актуальна. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свой край занимает при этом центральное место. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры.

            Обучающиеся получили опережающее домашнее задание собрать сведения о Шукалове И.И.  и изложить в форме мини-сочинения. Подготовить презентацию о его жизни.

            Ученики подготовили весь материал, на уроке продемонстрировали презентацию, прочитали мини- сочинения о почетном  гражданине  Акбулакского района, бывшего  председателя СПК«Колхоз имени Димитрова» Иване  Ивановиче  Шукалове. Сделан коллаж.

            Занятие «Кто живет  в  моём  доме» .

Цель: знакомство с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

 

            На занятии учитель провёл беседу  о семьях, о семейных традициях и праздниках, увлечениях. Провела опрос   «Что такое семья?» .Учащиеся называли определение «семьи». Учащимся было дано опережающее задание опросить родителей.  На занятии был сделан вывод: Родительский дом – начало начал, Родительский дом, надёжный причал. Проведена выставка   фотографий.  Обучающиеся   рассказали  о том, кто проживает  в их  доме  и  чем  занимаются. 

Отчёт по внеурочной деятельности  кружка

«Мое Оренбуржье»  за декабрь 2017-2018 учебный год

 

        1 класс

             В декабре занятия проводились согласно расписанию кружков. Были проведены  два занятия на тему:  «Знакомство со школой».

 Цель: Познакомить учеников со школой, с правилами поведения в школе.

         На занятии провели беседу о правилах поведения в раздевалке, коридоре, библиотеке, в спортивном зале  и  столовой. Учились обращаться со школьными принадлежностями.

         На занятии на тему: «Школьные поручения»  целью которого было познакомить учащихся с классными поручениями,  ребята узнали какое у каждого поручение в классе и что должен выполнять каждый из них. Какова роль поручения и об ответственности. Был составлен график дежурства в классе.

На занятии «Школьная дружба»

Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

На занятии ребята узнали, что такое дружба? Поиграли в  игра «Кто с кем дружит?», «Собери пословицу», провели упражнение «Светофорики», отгадывали викторину «Сказочные герои» 

2 класс

Тема: «Ядовитые  растения»

Цель: познакомить учащихся с ядовитыми растениями с признаками отравления ими, а также с тем, какая первая помощь должна быть оказана при отравлении. Развивать монологическую речь учащихся. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

          Среди множества полезных растений встречается немало и та­ких, которые могут принести непоправимый вред человеку. Случайное их употребление вызывает отравление и даже смерть.

         Нередки случаи, когда не только дети, но и взрослые принимают ядовитые растения за огородные: корни белены за сельдерей или петрушку, ядовитые грибы за съедоб­ные, мелкие семена белены за мак.

         Действие ядовитых растений бывает весьма различным, в зависимостями, от вида растения и от содержащегося в нем яда.

Чтобы избежать отравлений, необходимо уметь отличать ядовитые растения от по­лезных.

         На занятиях прошла беседа с учащимися на тему «Ядовитые растения» с презентацией. Провели викторину,  какие есть  растения опасные для человека. Также был  представлен  гербарий растений.

         Следующие два занятия  «Животные нашей местности» мы начали с экскурсии школьной библиотеки. Библиотекарь представила учащимся ряд книг о животных нашего края. Затем ребята отгадывали загадки и рисовали рисунки  животных нашего края.

3 класс

         1.Поисковое   задание  «Бабушки и дедушки. Родословная», где каждый ребёнок рассказывал о своих бабушках и дедушках. Это занятие способствовало учащихся знать свою родословную, семейные традиции, праздники. Так Настя Криворогова рассказала о своём дедушке, которой гордится не только она, но и все остальные, которые живут рядом. Это потомственный  хлебороб,  комбайнер,  орденоносец,  заслуженный  механизатор  сельского  хозяйства   Сергей  Николаевич Криворогов.

 

2. На следующем занятии «Имя твоё» дети работали с энциклопедической литературой и интернетом, где узнавали, что означает их имя.

 

3 – 4. «Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи». На этих занятиях дети узнали, где их прадеды воевали, за что имеют награды. Многие из них не только воевали на войне, но и поднимали из разрухи нашу страну, село.

 

4 класс

Мероприятие  «У моих  родителей ( бабушек,  дедушек) золотые  руки. Выставка  поделок».

Цель мероприятия: создание условий для формирования у учащихся уважения к старшему поколению

Задачи воспитывать уважение, любовь к старшему поколению,

желание больше узнать об их жизни;

развивать творческие способности, учить проявлять свою любовь, заботу;

воспитание ответственности за порученное дело, чувства коллективизма.

         На  мероприятие  были  приглашены  бабушки, дедушки. Ребята  заранее  сделали  красочные  пригласительные  билеты  и приготовили   небольшие   сообщения  о  своих  родных . Затем  организовали  выставку  поделок вязанных   вещей  Кожиевой  Ж.З, Мулкатовой К, Наурзбаевой И.Ю.

         В конце    мероприятия   прошла  игра «Лучики» На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорил бабушкам и дедушкам ласковое слово и рисовал  лучик. Сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам и дедушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек и дедушек на всей планете. 

         Занятия «Семейная  символика»  и «Родословная»

Цель

формирование представления о значимости семьи, положительного отношения к семье, семейным традициям и ценностям;

Задачи

 развитие семейного сотрудничества и творчества; воспитание  радости общения и взаимопонимания между детьми и родителями

  развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Предварительная подготовка:

-Составление учениками совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.

-0формление фотовыставки «Семейный альбом».

-Герб  моей  семьи .

 

         Обучающиеся  собрали информацию по теме « Я и моя семья» Очень важно, что информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных обобщений, фотографий, рисунков.

         Работа в ходе праздника проходила содержательно, интересно и организовано. Учащиеся в ходе мероприятия познакомились поближе с семьями своих одноклассников

 

 

Занятие «Имя твоё»

Цель:формировать у ребенка уважительное отношение к общечеловеческим традициям наречения имени. Обратить их внимание на важность этой духовной ценности, его значения для судьбы человека

Предварительно детям  было  дано  задание  «Расскажи   об  имени  своем»  это   была  индивидуальная  поисковая  деятельность,  работа  с энциклопедической   литературой. Ребята  рассказали  всё,  что  узнали  о  своих  именах.

         Проведена  викторина  «Моё имя» дети  называли  самые  распространенные  имена  встречающиеся   в сказках, имена  былинных  героев, назвать   цветы,  в которых  есть  имена  собственные  и т.д.

 

         В конце  занятия   ребятам  было  предложено  объяснить  смысл  пословицы «Не имя  красит человека, а человек имя»

Согласно плану мероприятий в рамках курса внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье»

во время зимних каникул учащиеся 1-4 классов посетили краеведческий музей (03.01.18 г.) и метеостанцию (09.01.18 г.)

 

Отчёт по внеурочной деятельности  кружка

«Мое Оренбуржье» за январь 2017-2018 учебный год

 

          «1 класс

            В январе занятия проводились согласно расписанию кружков. Были проведены занятия на темы:  «Школьная дружба»

Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

         На занятии ребята узнали, что такое дружба? Поиграли в  игра «Кто с кем дружит?», «Собери пословицу», провели упражнение «Светофорики», отгадывали викторину «Сказочные герои» и выявили лидера в классе.

На занятии «Родной город (село)», «Улица, на которой я живу»

         Цель: воспитывать любовь к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, уважительное отношение к себе, к людям.

         Ребята отправились в путешествие по улицам и окрестностям родного села. У некоторых улиц есть старые и новые названия. Дети узнали почему названы так улицы.

2 класс

         На занятии «Красная книга»

         Цели: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к природе.

         Ребята узнали историю Красной книги, какие животные и растения находятся в красной книге. Подумали, что можно  сделать полезного для животных и растений и  вспомнили правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

         На занятии «Любить и беречь»

         Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе.

 Ребята узнали, какая удивительная планета – Земля! Что такое планета.  Повторили какие живые существа населяют Землю? Что необходимо всем живым существам на Земле? Что необходимо человеку на Земле?

 

3-4 класс

         На занятии «Моя школа –мой дом»

         Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной  дружбы, раскрыть значение понятий «школьный дом», «школа — дружная семья»; Ребята выбирали правила поведения на иллюстрациях. Узнали, что если бы каждый ученик в нашей школе выполнял правила поведения, относился бережно к школьному имуществу тогда школа бы еще лучше процветала. Дети исполнили песню «Наша школа» и поиграли  в игру

«Школьный шуточный экзамен»

         На занятии «Библиотека школьная, сельская.  Личные  библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»

         Цель:  прививать любовь к чтению, привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к книге.

         Ребята посетили школьную  и сельскую библиотеки. Библиотекари Горохова Г.Н. и Игнатова А.Н. рассказали о своей работе, показали как легче найти необходимую книгу по алфавиту. Где расположена  детская литература. Рассказали о правилах поведения в библиотеке, о правилах пользования  книг.